#304 – Сломанный мозг. Почему нам так сложно быть осознанными и думающими? Почему вредные привычки побеждают?

Почему плохие привычки и лень всегда побеждают осознанность, цели и энергичность. Потому что они играют на всех слабостях человека. По сути все вокруг играет против наших целей и замыслов. Мозг играет против нас. Тело играет против нас. Нашему тельцу и главному компьютеру главное экономить энергию для экстренных случаев. Остальное не их забота.

Лень, отсутствие цели, жизнь без метрик – это очень сильные противники. Это самые сильные вирусные программы. Можно сказать это наша темная сторона. И она легко переигрывает нас. Нам легко нифига не делать, отдыхать, лениться. Потому что для того, чтобы поскролить ленту новостей в телефоне – для этого не нужно себя заставлять. Не нужно тратить энергию. Нам комфортненько. Технологии, тело и наш мозг легко управляют нами. И мы этого даже не замечаем.

Чтобы сесть и начать учить английский или программирование, мне нужно себя привести в порядок. Войти в правильное состояние, сфокусироваться. Через 10 минут после начала урока мне становиться скучно, я хочу прилечь, отвлечься. С инстой и ютубчиком, все наоборот. Там мозгу приятно. В этой теплой ванне мы можем плюхаться часами.

Чтобы пойти на тренировку, нужно переодеться и потом еще час бегать. Какое тело это захочет? Особенно, если на улице холодно и идет дождь. Отвратительно.

Зато посмотреть сериальчик – пара кликов и у тебя безграничный выбор. Вообще в нашей жизни сейчас безлимит на развлечения. Мы можем делать это часами. Да, что там часами. Днями и месяцами. Особенно, если вы играете в игры.

Сколько вас хватает на английский? Сколько у вас тренировок в году? Сколько книг вы прочитали по профессии?

Научиться что-то делать, получить навык – для этого нужно долго тренироваться и формировать привычку. Иногда годы. Разучиться – в моменте. Вспомните, как вы что-то перестали делать? Как легко забывается язык, если им не пользуешься. Вот так я сейчас забил на тренировки, перестал вести разные метрики. У меня есть веские причины на это).

Делать нужные вещи трудно. Делать фигню или не делать ничего – очень легко. Это по сути во всех областях. Быть здоровым трудно, больным легко. Богатым – трудно, бедным – очень легко. Умным трудно, тупым запросто. Сильным, физически и ментально – очень сложно, слабым – как два пальца об асфальт.

Но самое катастрофичное в этом то, что наш мозг со временем банально перестает нормально работать. Мозг самая ленивая мышца в нашем теле. Да, именно – это мышца. Наш главный орган управления, не просто перестает нормально работать, так он еще и играет против нас.

И вот несколько прекраснейших примеров из одной статейки.

Одна из простых задач звучит так: «При переводе картинки из цветового пространства RGB в YUV мы выполняем прореживание, то есть выкидываем каждый четный столбец и каждую четную строку в компонентах U и V (все компоненты пикселя по 1 байту). Вопрос: во сколько раз меньше данных у нас стало?» Эта операция называется chroma subsampling и широко используется при сжатии видео, например.

Забавно, что когда-то давно, когда винчестеры были меньше, а дискеты больше, студенты реально отвечали на этот вопрос быстро. А в последние годы регулярно народ в ступор впадает. Приходится разбирать по частям: «Если выкинуть каждую четную строку и каждый четный столбец, во сколько раз меньше данных будет у компоненты?» Почти хором: «В четыре». Начинаю подкалывать: «Отлично! У нас было 3 яблока, первое осталось как есть, а от второго и третьего осталось по четвертинке. Во сколько раз меньше яблок у нас стало?» Народ ржет, но, наконец-то, дает правильный ответ (заметим, не все).

Тупость, как оказалось, вызывается и усугубляется избытком информации и ситуация с этим абсолютно запредельная.

Недавно мы с женой были в одной южной стране, и нас там поразила одна семья. Папа, мама и двое детей примерно 5 и 10 лет каждый раз приходили кушать с двумя планшетами. Дальше дети садились за стол, утыкались в планшет, а родители приносили им еду со шведского стола. Дети ели, не приходя в сознание не отрываясь от просмотра. И так каждый раз… каждый день… При этом вокруг было солнце, пальмы, теплое море, но для детей, очевидно, существовали только мультсериалы и игры. Почему-то этот абсолютно рядовой случай из серии «планшет-бебиситтер» впечатление произвел. Особенно когда ребенок плохо ел и у него грозили отобрать планшет. И ребенок начинал (не отрываясь от экрана) двигать ложкой активнее! Родители точно решили свои проблемы (чем занять детей, низкий аппетит и плохое поведение), но что-то подсказывает, что они много других проблем породили. Гаджетозависимость будет запредельной. Включать свой мозг? А как это? И, главное, зачем?

«Представим себе такую ситуацию: Вы только что зашли в комнату, вероятно затем, чтобы кое-что взять. Но почему-то замешкались, уставились на стену и пытаетесь вспомнить, что именно вы собирались сделать.

Ваш мозг просто-напросто позабыл, какая команда ему была адресована. Но по какой причине это произошло? […] А в результате переизбыток информации в мозге привел к тому, что вы просто уставились на стену и не можете ничего вспомнить. Наш мозг имеет определенные пределы хранения и обработки информации».

Главная проблема в том, что цифровое ожирение (как и обычное, впрочем) — ОЧЕНЬ ПРИЯТНО! Ты просто чаще позволяешь  побаловать себя сладким (или жирным) и реже заставляешь  себя двигаться. Очевидно, скоро индустрия заметит бизнес-нишу и пропиарит какой-нибудь «цифровой холестерин», с которым миллиарды леммингов будут дружно и решительно бороться. Ведь это намного проще, чем заставлять себя ходить на тренировки. И можно продолжать потреблять, потреблять, потреблять (пропиаренное менее вредное). А дальше «Перегруженный мозг» и все такое в строгом соответствии с последними исследованиями. Ловушка в том, что чем меньше мы двигаемся, тем легче набираем лишний вес, а чем больше вес, тем больше ломает двигаться. И с мозгами все один в один.

Сегодня все напоминает ситуацию середины прошлого века в США. Когда общество достигло такого состояния изобилия, что заработать на еду перестало быть проблемой. И народ довольно массово начал переедать.

Сейчас все очень похоже, но с едой для мозга. Еще 40 лет назад кино по выбору можно было посмотреть только в кинотеатре на другом конце города. Посмотреть фильм — было гурманство, как сходить в ресторан. Сегодня можно смотреть любые фильмы нон стоп (круглосуточный «ресторан для мозга» на дому). Естественно большую популярность набрал разнообразный фастфуд (разомните мозг, подставьте сюда свой пример).

У людей, страдающих мозговым ожирением, в первую очередь снижается так называемое критическое мышление. Я был в шоке, когда в моем пусть довольно обширном круге знакомых обнаружились сравнительно молодые люди, на полном серьезе верящие в плоскую землю (здесь должен быть смайлик закрывающий лицо рукой). Это поколение черпает сведения об устройстве мира из соцсетей (ведь в YouTube ролике с 15 миллионами просмотров не может быть неправды, согласитесь), что резко поднимает их важность и влияние.

Если кратко — в Китае выстроена мощная и крайне жесткая иерархическая система подготовки школьников, где если не тянешь — свободен. Иди на завод, тупой неудачник! Как следствие, существуют специальные школы для подтягивания отстающих, в которых для школьников вводится жесточайшая дисциплина (дословно «с 5 утра до 10 вечера ни одной свободной минуты в распоряжении школьников»). И они реально учатся и затаскивают. Как одержимые. Кого это закономерно пугает — держите следующее видео, заголовок которого Одержимый Китай // Русский пофигизм нас спасет, где китаянка считает, что китайцам неплохо бы быть немного более пофигистичными (и это правда!). А то они фигачат, фигачат и еще раз фигачат.

Впрочем, пора плавно вернуться к нашим школьникам. Среди моих знакомых есть молодая девушка, которая сейчас учится в вузе. В каком-то смысле ей «не повезло», она очень любит читать (и даже немножко пишет), в итоге она пошла в педагогический и недавно попала на практику в обычную школу. Впечатления были сильнейшие. Говорит, это какой-то кошмар. Ни учителям, ни детям учеба нафиг не сдалась. Учителя замучены дебильной отчетностью и постоянной сменой учебников (которые становятся все хуже и хуже). А школьники озабочены чем угодно, но точно не своим образованием. Их мозг УЖЕ ПЕРЕПОЛНЕН. Учителям крайне сложно что-то долить в переполненную чашу. Причем массовый переход к разного рода тестированиям сильно усугубляет ситуацию, поскольку стимулирует натаскивание, а не реальные знания. Конечно, есть заметное количество учителей (завучей, директоров), которые героически сопротивляются деградации системы, но силы явно неравны.

Еще раз подчеркну: проблема не в ослаблении математики. Математические задачи — это просто способ сравнительно легко измерить и сравнить школьников или студентов. Проблема в общем снижении способностей к абстрактному мышлению вообще и к созданию алгоритмов в частности.

>> Мой комментарий. Вот это прям в точку. Прям про меня. Иногда сажусь решать задачу и нужно написать алгоритм. И я просто сижу и в голове туман. Не могу выстроить цепочку из 5-7 шагов. Чувствуешь прям физически поскрипывание извилин. Вот поэтому хороших программистов так мало. Мало людей умеют думать. И с каждым днем количество думающих людей становиться все меньше. Останутся только думающие китайцы и ИИ.

Еще раз убеждаюсь, что все мои старые мысли об информационной зависимости верны и проблема усугубляется. Я недавно писал, как перестал смотреть спорт, перестал читать фейсбук и скролить инсту. Но подсел на новые цифровые наркотики – новости о войне. Думаю, что почти вся страна на них сидит. Время, сука такое. Но борюсь с этими вирусами. Главное осознать проблему и начать ее решать. Со временем выпилю, как и остальные вредные привычки.

Итого. Цифровое ожирение, ведет к обычному ожирению. Атрофирует мозг, и способность думать. А если перестал думать и развиваться, то начинаешь лететь в темную бездну деградации и страдания. Наша задача, пока не поздно выбрать вектор. Вверх или вниз.

Читать всю статью. Но нужен vpn.