#156 – Джордан Питерсон – 12 правил жизни

Хаос и порядок
Размышление о хаосе и порядке

Полное название книги — “12 Правил жизни: противоядие от хаоса”. Чтобы понять книгу, нужно разобраться с этими понятиями.

Порядок – это когда люди действуют в соответствии с понятными социальными нормами – их поведение легко предсказать и контролировать. Порядок – это знакомый, исследованный мир, в котором создана понятная социальная структура.

Хаос – это место, где происходит неожиданное. Хаос возникает в обычной жизни – когда ты рассказываешь шутку толпе, а никто не смеется; когда неожиданно теряешь работу или разрушаются отношения.

Порядок и хаос – Инь и Ян – два змея, голова к хвосту. Хаос — черный, порядок — белый. Черная точка в белом, белая точка в черном – как напоминание, что может возникнуть хаос в тот момент, когда все кажется в порядке. С другой стороны, может прийти мир, когда кажется все безнадежно потерянным.

Для Даосов (они изобрели понятие Инь и Ян) жизнь – хождение на границе между переплетениями хаоса и порядка. Это намного лучше, чем просто непонятное “счастье”. Чтобы жить на границе нужна бдительность, сила духа и твердость разума. Попробуй постоянно ходить по бордюру — сложно и в то же время здорово тренирует внимательность.

Так же и в жизни. Можно отказаться от всех правил общества и попасть в ловушку противоположной крайности – нигилизма, когда не признаешь ничего — ни культуры, ни идеалов, ни правил. Поэтому нужно развивать личность, чтобы быть готовым взять на себя бремя жизни и выбрать героический путь — ходить на границе хаоса и порядка.

Человек создан для этой системы. Два наших полушария отвечают за противоположные функции. Одно полушарие за креатив, неизвестное. Второе за логику и рациональное мышление.

Разделяемая культурная система стабилизирует взаимодействие, она является системой, иерархией ценностей, которая одни вещи наделяет приоритетом и значением, а другие нет. Без такой системы ценностей люди взаимодействовать попросту не могут. Не могут они и воспринимать, поскольку и действие, и восприятие требуют цели, а цель – это обязательно что-то ценное. Мы часто испытываем позитивные эмоции в отношении целей. Технически мы не бываем счастливы, если не видим свой прогресс, а сама идея прогресса подразумевает ценность. Еще хуже тот факт, что значение жизни без позитивной ценности даже не нейтрально. Поскольку мы уязвимы и смертны, боль и тревога – неотъемлемая часть человеческого существования. Нам нужно что-то противопоставить страданию, которое свойственно Бытию. Мы должны иметь смысл, неотъемлемый от глубокой системы ценностей, иначе ужас существования быстро выйдет на первый план.

«Распрямитесь и расправьте плечи. Лобстеры и территория»

Лобстеры создания, которые сражаются с друг другом за доминирование. И территорию. Женские особи хотят иметь дело с победителями. Поскольку территория имеет значение, а лучшие места всегда в дефиците, поиск территории порождает конфликт. В конфликте есть победитель и проигравший. Проигрывая битву, вне зависимости от того, как сражался проигравший лобстер, он теряет желание сражаться вновь. Даже с другим соперником, которого он побеждал раньше.

Лобстер победитель – это лобстер с высоким уровнем серотонина и низким уровнем октопамина – это дерзкий, назойливый моллюск, который не склонен отступать, когда ему бросают вызов. Все потому, что серотонин помогает регулировать гибкость. У гибкого лобстера удлиняются конечности, и он кажется высоким и опасным.

Противоположная нейрохимическая конфигурация – высокий уровень октопамина и низкий серотонина – порождает побежденного, сутулого, заторможенного, изможденного, готового спрятаться за чужую спину лобстера, который склонен зависать в переулках и исчезать при первом намеке на неприятности.

Принцип «Победитель получает все» в мире лобстеров работает так же, как в человеческих обществах, где топовый 1 % имеет столько же добычи, сколько низшие 50 %п, и где богатейшие 85 человек имеют столько же, сколько низшие 3,5 миллиарда.


Жесткий принцип неравного распределения касается не только сферы финансов. Он актуален везде, где требуется творческий труд. Большинство научных публикаций принадлежат маленькой группе ученых. Крохотная группка музыкантов создает почти всю коммерческую музыку. Книги только горстки авторов представлены повсюду. Полтора миллиона названий книг продаются каждый год в США, и только 500 из них расходятся тиражом более 100 тысяч экземпляров.

В классической музыке то же самое: всего четыре великих композитора – Бах, Бетховен, Моцарт и Чайковский – написали почти всю музыку, которую исполняют теперь оркестры. Кстати, Бах работал настолько плодотворно, что потребовались бы десятилетия, просто чтобы переписать его партитуры от руки, и обычно исполняется только малая часть его удивительного наследия.

Ситуацию победителей, которые получают все называют принцип Матфея (Матфея 25:29). Принцип исходит от выражения, которое приписывают Иисусу Христу, но от этого он не звучит более приятно: «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет…»

Неудивительно, что участок мозга, отслеживающий нашу позицию в иерархии доминирования, особенно древний и фундаментальный. Это система управления, определяющая наше восприятие, ценности, эмоции, мысли и действия. Она мощнейшим образом затрагивает каждый аспект нашего Бытия, сознания и подсознания. Вот почему, потерпев поражение, мы ведем себя почти так же, как лобстеры, проигравшие битву. Мы сгибаемся. Мы падаем. Нам страшно, мы ранены, мы в тревоге, мы слабы. И если ничего не меняется, у нас начинается хроническая депрессия. В таких обстоятельствах мы не можем принять бой, которого требует жизнь, и становимся легкой добычей для парней с более крепким панцирем.

Лобстеры низкого ранга вырабатывают сравнительно низкий уровень серотонина. То же самое и с людьми низкого ранга, причем этот уровень с каждым поражением снижается. Низкий серотонин означает пониженную уверенность в себе. Низкий серотонин означает больший отклик на стресс и более высокую физическую готовность к чрезвычайной ситуации, ведь на дне иерархии доминирования в любой момент может случиться что угодно, и вряд ли это будет что-то хорошее. Низкий серотонин означает меньше счастья, больше боли и тревог, больше болезней и более короткую продолжительность жизни – что у людей, что у ракообразных. Более высокое положение в иерархии и более высокий уровень серотонина, присущий тем, кто такое положение занимает, характеризуется меньшей вероятностью болезней, нищеты и смерти.

Самая древняя часть мозга специализируется на том, чтобы сверять часы – оценивать, как с вами обращаются другие. Основываясь на полученных сведениях, она определяет вашу ценность и назначает вам определенный статус. Если равные вам особи мало вас ценят, внутренний датчик ограничивает доступ к серотонину.


Иногда внутренний датчик дает сбой. Привычка спать и есть в любое время может нарушить его работу. Неопределенность может сбить его с толку. Тело, со всеми своими разнообразными частями, должно работать, как слаженный оркестр. Каждая система должна хорошо играть свою роль, вступать в правильное время, иначе начнутся шум и хаос. Вот почему так нужна рутина. Действия, необходимые для жизни, которые мы повторяем изо дня в день, должны быть автоматизированы. Им следует превратиться в надежные, устойчивые привычки, чтобы быть для нас не сложными, а, напротив, предсказуемыми и простыми. Это очень хорошо видно на примере маленьких детей, которые восхитительны, забавны и игривы, когда спят и едят по стабильному расписанию, и ужасны, плаксивы и противны, когда это не так.


Именно поэтому я всегда спрашиваю своих пациентов про сон. Просыпаются ли они по утрам примерно в то же время, что и остальные люди? Просыпаются ли они каждый день в один и тот же час? Если ответ отрицательный, то первым же делом я рекомендую это исправить. Не так важно, чтобы они ложились в одно и то же время, но пробуждаться в определенный час действительно необходимо. Тревогу и депрессию трудно вылечить, если человек, от них страдающий, живет по непредсказуемому графику.

«Многие системы взаимодействия между мозгом, телом и социальным миром могут попасть в ловушку обратной реакции. Люди в депрессии, например, могут начать чувствовать себя бесполезными и обременительными, могут испытывать горе и страдание. Это лишает их контакта с друзьями и семьей. А такое выпадение из общения делает их более одинокими и изолированными, они острее чувствуют собственные бесполезность и обременительность. И от этого еще больше выпадают из общения. Вот так, по спирали, и раскручивается депрессия.»

«Стоять прямо, расправив плечи, значит с широко раскрытыми глазами принять ужасную ответственность жизни. Это значит решить добровольно трансформировать хаос потенциала в реальность пригодного для жизни порядка.
Это значит противостоять растущей неопределенности и установить лучший, более осмысленный и продуктивный порядок.