#149 – Поговорим о бизнесе и бизнес моделях. Или почему ваш бизнес не взлетает?

Я всю жизнь продаю услуги. 10 лет продавал риелторские услуги и недвижимость. Последние 4 года мы делаем сайты и интернет проекты. И только сейчас я понял одну важную вещь, которая безумно влияет на конечный результат. 

Недавно я встречался с одним своим другом. И он напомнил мне одну гениальную фразу. Выбрал рынок – выбрал судьбу. Рынок решает. Рынки рождаются, развиваются, стагнируют и умирают. Так было с рынком пленочных фотоаппаратов, потом кнопочных телефонов. Недавно я прочитал аналогию, что весь немецкий автопром – это кнопочные телефоны Нокиа. Это конечно сильно преувеличено, но доля правды в этом есть. 

Тоже сейчас происходит с рынком услуг. Услуг по созданию сайтов. Появляются конструкторы, которые полностью форматируют рынок. 

Но сегодня не об этом. А о том, что услуги тоже бывают разные. И ваш успех зависит от бизнес модели. Я долго думал, почему у меня не получается пока масштабировать то, чем я занимаюсь. И ответ пришел из разных источников. 

Я посмотрел видео Евгения Кудрявченко. Он 15 лет делает сайты, а сейчас еще и самые дорогие. И он рассказывает о проблеме работы над проектами за фиксированную стоимость. Сайты – это проекты. Если у вас нет дедлайна для клиента, то сайт может делаться годами. И в это время, ты не можешь брать в работу другие проекты. Потом заказчик может проверять его 4 месяца. Потом там куча доработок и замечаний. Некоторые по делу, некоторые нет. Бывают идеальные клиенты и проекты, но бывают и полный вынос мозга, который невозможно спланировать. Клиент пишет и звонит тогда, когда ему удобно. 

Да. За это время мы научились писать технические задания, чуть лучше оценивать проекты. Но это все равно проекты, которые тянутся. А ты теряешь время и не зарабатываешь деньги. 

Выход. Только продавать время. Почасовку. В этом случае клиент платит за все свои факапы. И простой. За все свои ошибки, хотелки. Но работать так хотят очень мало клиентов. Но и мы перестали брать такие проекты в работу за фиксированную плату и когда функционал разрабатывается с нуля и будет правиться по ходу. Условно, все риски ты берешь на себя. Больше мы такие ошибки не совершаем.  

Есть другие услуги. Пара примеров. Страховка. Продал страховку, получил свои комиссионные. И все. Создание роликов. Сделал ролик, внес правки. Больше ты его почти не правишь. Да, есть много нюансов в производстве. Но зачастую ты не делаешь 3 варианта дизайна бесплатно или больше, пока клиенту не понравиться. А иногда и больше. 

Условно говоря, есть шаблонные услуги. Ты делаешь определенные операции. Никаких больших отклонений. Если уникальное, то это должно быть очень очень дорого. Сейчас мы начали заниматься внедрением CRM систем. Там будет простой функционал для начала. Синхронизация с интернет магазином или сайтов, ведение клиентов, заказов, кешбек и функция смс рассылки. И это стоит определенных денег. Все остальное почасовая оплата. 

То же самое касается и профессии. И занятия на всю жизнь. Если вы чемпион мира по футболу, то ваша мама живет с вами. Если вы чемпион мира по стрельбе из лука, то вы живете с мамой. Очень глубокая фраза Алекса Яновского про ниши. Это касается всего чем бы вы не занимались. 

Вывод. Подумайте очень хорошо над тем, чем вы занимаетесь сейчас. Почему вы вообще это делаете? Сколько еще осталось вашей профессии или делу?