Человек, что в античности, что в средние века, в основном имел значение, прежде всего, как член какой то группы, прежде всего, как член коллектива. Этот коллектив мог называться племенем в первобытном античном полисом. Общиной крестьян, рыцарским орденом, ремесленником, цехом и еще огромным количеством других наименований. Но человек вне вот этой группы очень мало что значил. Во первых, невозможно было выжить одному. Во вторых, ты настолько был связан с другими людьми самыми разными узами.
В наше время. В огромном городе человеку легко затеряться. При этом даже в тех городах, которые мы сегодня называем маленькими, что такое маленький город с точки зрения сегодняшней жизни, там 100 тысяч, 200 000 человек. Ну, это так. Это очень много людей, где ты можешь остаться незамеченным, где ты можешь жить, не думая о других, и другие будут не думать о тебе.
В этом есть очень много плюсов. Ты можешь быть независимым, ты можешь делать все, что хочешь. И очень много минусов, ты можешь быть совершенно одиноким, и никто не протянет тебе руку помощи. В ситуации, когда в деревне несколько домов или несколько десятков домов. Тут все друг друга знают, тут все живут в тех домах, где жили их родители, деды, прадеды. Эти связи очень сильны.
И это значит, что община следит, чтобы ты не отличался от нее, чтобы ты действовал как все. А с другой стороны, она тебя поддержит. Если что то произошло и ты совершенно не должен сам решать вопросы своей жизни. Не надо думать, кем ты будешь, когда вырастешь или кем ты хочешь стать. Ясно, что ты будешь заниматься той же профессией, что твой отец или дед. Тебе не надо думать о том, что хорошо и что плохо, потому что это тебе объяснили жрецы или священники, священные книги, традиция. И ты можешь спокойно жить, не задумываясь об этом.
Чересполосица – большое поле разделено на кусочки. Каждый получает свою полоску. Значит, ты не можешь засеять свою полоску не тем, что засеяли другие. Потому что если у тебя урожай взойдет позже, чем у других, а другие уже собрали урожай и выпустили скотину на это поле пастись. Она просто сожрет все твои колосья.
Если ты средневековый ремесленник, ты не можешь отличаться от других. Ты должен выпускать ткани с таким же количеством нитей, как у других. Это подсчитывается. Такого же цвета, который разрешен. А если просто ты горожанин, скажем, богатый или бедный, или очень богатый, то твоя жена будет ходить в платье определенного цвета. Если бедная женщина захочет получить платье, скажем, красного цвета, то у ее мужа могут быть неприятности, надо будет платить штраф, может быть, даже отправиться в тюрьму. Все должно быть одинаково.
А потом, пожалуйста, крестьянская община исчезает и ее больше нет. Каждый сам за себя. Средневекового цеха больше нет. Каждый вкладывает деньги, рискует, разоряется, богатеет. Совершенно другой подход к экономике, совершенно другой подход к политике. Чем ближе к новому времени, тем меньше люди воспринимаются просто как покорные подданные государя. Оказывается, они уже граждане. Оказывается, у них уже есть права, есть право быть защищенными перед судом. Есть презумпция невиновности, которая не разрешает считать арестованного человека уже осужденным. Появляется декларация прав человека и гражданина во время французской революции. Создаются демократические режимы.
Оказывается, что все развитие человечества ведет к тому, чтобы человек был автономным, независимым, гордым, как сказал бы Горький, отвечающим за самого себя, как это прекрасно. И это действительно великое достижение последних веков развития человечества.
Но у этого великого достижения есть оборотная сторона. Если раньше община традиция, религия диктовала человеку, в чем его смысл? И подавляющее большинство людей это принимало. А теперь, если ты хочешь быть господином мира, если ты хочешь сам за все отвечать, то сам решай. В чем смысл твоей жизни? И оказалось, это оказалось уже в 19 веке. А чем ближе к 20 му, тем болезненнее это ощущалось. Что трудно самому это понять. Трудно самому осознать все происходящие вокруг тебя перемены. А опять же, чем ближе к нашему времени, тем быстрее происходят перемены в экономике, в технике, в нравах во всем.
Виктор Франк писал по этому поводу следующее В отличие от животных, инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно. И в отличие от человека вчерашнего дня, традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие конформизм, либо делает то, что другие хотят от него.
Тоталитаризм обе этих модели поведения, когда человек делает то же, чего хотят другие или когда ему приказывает власть. В былые времена не считались чем то ужасным, и никто не стал бы бросаться такими неприятными словами, как конформизм, тоталитаризм. А в наше время это уже намного сложнее. С одной стороны, жизнь развивается, она становится все более удобной, все более комфортной, все более продолжительный. Мы обладаем куда большим количеством лекарств, чем в древние времена, куда большим количеством удобств.
Вопрос приобретаем ли мы из за этого новый смысл? Как писал тот же Франк, все больше книг и журналов на наших письменных столах нас переполняет стимуляция, и не только сексуальная. Если пресыщение человек хочет устоять, перед этой стимуляции переполняют средства массовой информации. Он должен знать, что важно, а что нет, что существенно, а что нет. Иначе говоря, что имеет смысл, а что нет.
Эти слова написаны до того информационного взрыва, который человечество переживает последние 10-летия. И, наверное, они сегодня становятся особенно острыми и особенно актуальными, когда на нас обрушивается огромное количество информации ложной. В этой злобной доброй пропаганды каких то новостных сообщений, когда на нас обрушивается огромное количество предметов, которые мы можем потребить или которые нам внушают, что мы должны потреблять. В этом всем разобраться очень сложно. И если нет вот этого ощущения, четкого ощущения смысла, то жить становится невероятно сложно.
Шикарный отрывок из рассказа о Викторе Франкле от Тамары Эйдельман.
В итоге он либо хочет того же, чего и другие конформизм, либо делает то, что другие хотят от него. Тебе не надо думать о том, что хорошо и что плохо, потому что это тебе объяснили жрецы или священники, священные книги, традиция. И ты можешь спокойно жить, не задумываясь об этом.
Ключевые мысли. Сейчас же у человека есть выбор. Огромный выбор. Но огромное количество вариантов, очень сильно усложняем задачу. Человеку очень сложно самому определить, чего же он на самом деле хочет.
Пока мы движемся по пирамиде Малоу и закрываем базовые потребности в еде и безопасности, нам все понятно. Лишь бы найти что пожрать и где-то поспать. А когда это вопросы закрыты, там начинается самый сложный квест. И это ломает людей. Они не могу найти смыслы, не могут найти занятия, которые бы их радовали. Им ничего не интересно, они ничего не хотят. Поэтому поиска смысла должен стать постоянной практикой.
Работа над своим мышлением, развитием, желанием, фокусом – это основа. Все остальное следствие.
Таков путь! Всем мир!