#375 – Майкл Микалко: Взлом креатива. Как увидеть то, что не видят другие. Основные мысли.

Чтобы быть креативным, вы должны думать и действовать, словно вы уже креативны.

>> Мой комментарий. Ради только этой мысли стоило прочитать эту книгу.

Когда мы находимся в подавленном состоянии, наши мысли существенно отличаются от тех, что приходят на ум в хорошем расположении духа. Ощущая себя богатым или преуспевающим человеком, вы мыслите совершенно иначе, чем если бы считали себя вечным неудачником. Точно так же, когда мы настроены творчески, наши мысли совсем не походят на те, что посещают нас в рутине будней.

Ученые установили, что физиологические процессы организма человека поддаются контролю сознания. Можно научиться приводить себя в состояние, характеризующееся определенной химической реакцией в головном мозге, при котором мышление станет более позитивным.

После года кропотливого труда психологи обнаружили, что между двумя группами сотрудников существует одно-единственное различие: творческий человек уверен в том, что он – личность творческая, а нетворческий убежден, что творчество не для него. Подобно туземцам Новой Гвинеи, люди, уверенные в отсутствии у себя творческих способностей, воспринимают действительность искаженно.

Самоутверждение

Чтобы укрепить уверенность в себе, возьмите за правило вспоминать о своих хороших качествах и успехах и забывать о промахах. Неважно, что в прошлом вас постигали неудачи. Важно помнить об успешной попытке и развивать достигнутый успех. Например, торговец должен быть готов к серии неудачных сделок, прежде чем ему улыбнется фортуна.

Успех порождает успех. Маленькие удачи – это ступеньки к крупным достижениям. Первым делом надо составить список собственных достоинств и в дальнейшем методично его пополнять.

Чтобы зрительно представить себя творческой личностью, нужно поверить, что это действительно так. Утверждения о собственных творческих способностях – это определенные позитивные высказывания, как общего порядка («Я – творческая личность»), так и частного («Я всегда оказываюсь в нужный час в нужном месте. Я занимаюсь именно тем, что позволит мне выдвинуть отличную идею»). Найдите время и запишите несколько слов о том, какой вы удивительно творческий человек. Затем выберите любое из зафиксированных утверждений и напишите десятка два его вариантов от первого, второго и третьего лица. Например: «Я, Майкл, творческая личность», «Майкл, ты – творческая личность», «Майкл – творческая личность», «Я действительно творец», «Майкл – первый творец в нашем отделе», «Ты, Майкл, наделен даром творчества» и т. д.

Монах должен обязательно вращать барабан, а священник – читать молитвы. Если кто-то ведет себя как тибетский монах, он станет им. Если христианин-священник совершает все положенные ритуалы, он рано или поздно эмоционально прикоснется к религии. Если вы ведете себя, как человек мыслящий, вы им станете. Важно иметь само намерение превратиться в творца и неукоснительно выполнять все «ритуалы».

Квота идей

Ежедневно тренируйте свой ум. Установите квоту: в день столько-то новых идей, касающихся вашей работы, например по пять идей в день в течение одной недели. Вы увидите, что труднее всего выдать пять первых, потом они будут приходить в голову сами. Чем больше идей выдвигаете, тем больше шансов на победу.

Давайте пищу уму

Творчески мыслящие люди постоянно читают: таким образом они дают пищу уму в виде свежей информации и новых идей. Как сказал Гор Видал, мозг без самоподкормки в конце концов съедает сам себя. Вот несколько полезных советов, которые помогут выполнять «подкачку ума» при чтении.

Будьте разборчивыми в чтении. Прежде чем браться за книгу, спросите себя: «Насколько полезным будет чтение этой книги для развития моих творческих способностей?» Просматривать и пролистывать нужно множество книг, но читать следует избирательно.

Читайте биографии. Биографии – кладезь ценных идей.

Мозговой банк данных

Идеи надо накапливать и хранить. Заведите специальный контейнер (подойдут банка из-под кофе, обувная коробка, ящик стола или даже шкаф) для хранения идей и их «спусковых механизмов». Начните собирать интересные рекламные проспекты, цитаты, идеи, вопросы, карикатуры, шаржи и просто слова, способные вызвать цепь ассоциаций.

Если вам нужна идея, встряхните свой контейнер и достаньте из него наугад пару листков. Посмотрите, не помогут ли они вам, не включат ли цепь ассоциаций, способную привести к рождению новой мысли. Если нет, все перетасуйте и сделайте еще одну попытку.

Тяга к путешествиям

Как только вы почувствуете, что наступает застой или вас одолевает скука, отправляйтесь в магазин, на ярмарку, выставку, в библиотеку, музей, на блошиный рынок, в городок народного творчества, игрушечный магазин, школу. Выберите наугад любой предмет и попробуйте установить связь между ним и той проблемой, которая вас занимает.

Обычно кратковременная память способна хорошо сохранять информацию в течение нескольких секунд. Через 12 секунд воспроизведение информации уже затруднено, а через 20 она полностью стирается из памяти, если только вы не повторяете данные про себя или не записываете их. Запись дает мозгу сигнал о том, что эта информация более важная, чем прочая, и заслуживает хранения в долговременной памяти.

Если вы не фиксируете письменно ваши проблемы, внимание рассеивается, и вы оказываетесь не в состоянии решить, на чем сосредоточиться. Список проблем – удобный способ оценить, какие из них заслуживают решения, а какие нет. Список позволяет превратить блок информации в набор компонентов, поддающихся конструированию, проверке и исследованию.

Варьируйте слова

Этот простой способ получения разных формулировок заключается в том, что ключевые слова одного определения заменяют синонимами. Но в первую очередь необходимо изучить уже имеющуюся формулировку и выделить в ней ключевые слова.

Менеджер по производству компании OV’Action из города Левен (Франция) столкнулся со следующей задачей: как разработать новый, уникальный продукт питания?

Он заменил слово «уникальный» на «удивительный», слово «разработать» – на «преобразовать» и сформулировал задачу по-новому: как преобразовать продукт питания в нечто удивительное?

Он стал размышлять о том, что могло бы удивить его самого, а потом – чем можно удивить покупателей. На него произвело бы впечатление, если бы какой-нибудь знакомый предмет принял необычную форму, например самолет в виде коровы.

«Точно так же, – подумал он, – знакомые продукты покажутся удивительными, если будут выглядеть необычно, например: буханка хлеба в виде банана, пирамидальные помидоры или квадратная картошка». В итоге пришло решение: квадратные яйца. И он «разработал» вареные квадратные яйца с желтком внутри, со сроком хранения 21 день, пригодные для разогревания в микроволновой печи (чем они выгодно отличаются от обычных яиц, которые при этом «взрываются»). Стоит ли говорить о том, что компания OV’Action была уверена, что американцы тотчас же бросятся раскупать новую удивительную еду, как только она появится в продаже.

Несерьезная, казалось бы, игра со словами дает серьезный стимул для рождения новых идей. Удачные слова подобны изюминке, брошенной в пресное тесто скучной формулировки.

Проблема: как продать больше компьютеров IBM?

Первый шаг: «Почему я хочу продать больше компьютеров IBM?» – «Потому что мы продаем их все меньше».

Второй шаг: «Почему я хочу продать больше компьютеров?» – «Чтобы повысить объем продаж».

Третий шаг: «Почему я хочу повысить объем продаж?» – «Потому что хочу, чтобы наши дела шли лучше».

Четвертый шаг: «Почему я хочу, чтобы наши дела шли лучше?» – «Потому что это повысит уровень моего благосостояния».

Пятый шаг: «Для чего мне нужно повысить уровень своего благосостояния?» – «Для того чтобы хорошо жить».

Теперь вопросы можно сформулировать следующим образом:

  • Почему я хочу продать больше компьютеров IBM?
  • Как продать больше компьютеров?
  • Как повысить объем продаж?
  • Как улучшить наши дела?
  • Как повысить уровень моего благосостояния?
  • Что сделать, чтобы мне лучше жилось?

Идея заключается в том, чтобы найти подходящий уровень абстракции, самую лучшую точку обзора, с которой отлично видно суть проблемы. Фраза вроде «как я могу стать богаче» позволяет вашему мышлению охватить намного больше разных возможностей, чем фраза «нужно продать больше компьютеров». Вы можете попробовать добиться от начальства повышенной зарплаты, построить свою карьеру каким-то иным образом, устроиться на другую работу с неполной занятостью, инвестировать, продавать что-то другое и т. д.

Формулируя задачу как можно шире, вы как бы оказываетесь на вершине горы, с которой видны все пути, ведущие наверх. А если вы не видите всех возможных путей, можете просмотреть и наилучший.

Вот, к примеру, индустрия грузоперевозок: ее история отлично демонстрирует, к чему может привести пренебрежение попытками найти все возможные решения проблемы.

В 1950-х эксперты сошлись во мнении, что морские грузоперевозки становятся неактуальными. Цены росли, а на доставку товара требовалось все больше времени. Из-за этого участились кражи, поскольку товары перед отгрузкой долгое время просто лежали в доках.

Специалисты-логистики сформулировали задачу следующим образом: «Как мы можем сделать более экономичными корабли?»

По их предложению строились суда, которые и двигались быстрее, и потребляли меньше топлива; они пробовали менять составы экипажей. Но цены на грузоперевозки по-прежнему продолжали расти, хотя были приложены неимоверные усилия к их снижению.

Специалисты все делали правильно – но  не то. Их старания были так же эффективны, как попытки менеджеров по продажам, тратящих свое время, силы и энергию на поквартирный обход с целью реализовать хоть что-нибудь.

Корабль – это основное оборудование, а основное оборудование несет самые высокие убытки именно тогда, когда не используется: за аренду, например, нужно платить, даже если судно просто стоит у причала. В конце концов логистики расширили задачу: «Каким образом индустрия грузоперевозок может снизить затраты?»

Это позволило обратить внимание на  все аспекты транспортировки, включая погрузку и укладку. Инновация, которая спасла морские грузоперевозки, отделила погрузку от укладки: товары грузились в контейнеры до прибытия судна в порт. Логистики решили сконцентрироваться на затратах не во время работы, а во время ее отсутствия, сократив в итоге время простоя грузовых судов. Ответ был найден в кораблях со специальным устройством для быстрой погрузки и выгрузки железнодорожных вагонов и автомобилей, а также в контейнеровозах.

Простое решение было прямым следствием переформулирования поставленной задачи. Результаты оказались ошеломляющими! Количество перевозок, совершаемых грузовыми суднами, за последние 30 лет увеличилось в пять раз, а их стоимость снизилась на 60 процентов. Время простаивания корабля в порту снизилось на 75 процентов, а вместе с ним исчезли перегрузки и воровство.

В школе вы складывали числа в столбик. Получив правильный ответ, переходили к следующему примеру. Люди часто переносят этот образ действий на область творческого мышления. Выяснив ответ, прекращают размышлять. Они вполне довольны первым найденным решением. Но жизнь заметно отличается от школьной арифметики. Вторые ответы могут оказаться лучше первых: они позволят снизить затраты, приобрести новый статус, сделать вещи качественнее, красивее, проще в использовании и многое другое. Нет причин полагать, что первый полученный вами ответ окажется наилучшим.

Обратные установки

Я ищу сотрудников – сотрудники сами ищут меня

Мне нужен офис – мне не нужен офис

Мне нужны сотрудники – бизнес без сотрудников

Пересмотрев исходные установки стоящей перед вами задачи, подумайте, как это можно использовать. Не пытайтесь найти одно-единственное решение, воспользуйтесь разными способами рассмотрения имеющейся информации.

Предположим, вы хотите открыть новый ресторан и вам трудно придумать новые идеи. Чтобы инициировать идеи, попробуйте следующие инверсии.

1. Перечислите все свои предположения на данную тему:

Пример: некоторые обычные предположения о ресторанах:

  • В ресторанах есть меню – письменные, устные или подразумеваемые.
  • В ресторанах за еду платят деньги.
  • В ресторанах подают еду.

2. Измените каждое предположение на прямо противоположное.

Пример: какова противоположность этому предположению?

Противоположные предположения были бы следующими:

  • В ресторанах нет никаких меню.
  • В ресторанах кормят бесплатно.
  • В ресторанах не подают никакой еды.

3. Спросите себя, как реализовать каждую инверсию.

Пример: как мы можем открыть ресторан, в котором нет никакого меню, и все же это предприятие жизнеспособно?

  • Ресторан без меню.

Идея: повар сообщает каждому клиенту, что он купил в тот день на мясном, рыбном и овощном рынках. Он просит клиента выбрать продукты, которые тому нравятся, и готовит из них блюдо специально для этого клиента.

  • Ресторан, который раздает еду.

Идея: уличное кафе, где клиенты платят за время, а не за еду. Отмечайте время и берите плату за каждую минуту. Выбранные блюда и напитки бесплатны или продаются по себестоимости.

  • Ресторан, в котором не подают еду.

Идея: создайте ресторан с уникальной обстановкой в экзотическом окружении и сдавайте это место в аренду. Люди будут приносить свои продукты и напитки (корзины для пикника и т. д.) и платить за предоставление места.

4. Выберите одну из инверсий и воплотите ее в реалистичную идею.

Ломтики и кубики

Что едино, разъедини.

Сунь-цзы

Чтобы стимулировать возникновение новых идей и решений, разбейте задачу на несколько подзадач и попытайтесь последовательно справиться с каждой из них.

Обычно при описании проблемы выделяют следующие характерные признаки: физические, функциональные, социальные, экологические и ценовые.

Физические: содержание, структура, строение, цвет, форма, вкус, запах, плотность, габариты.

Функциональные: маркетинг, производство, реализация товара и длительность этих процессов.

Социальные: социальная политика, практика договорных отношений, ограничения, связанные с законами и моралью.

Экологические: положительное или отрицательное влияние на окружающую среду.

Ценовые: себестоимость, оптовые и розничные цены.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1. Сформулируйте стоящую перед вами проблему.

2. Всесторонне ее проанализируйте и составьте полный список ее характерных признаков.

3. Рассмотрите каждую характеристику в отдельности и подумайте, как можно ее изменить или улучшить. Попытайтесь ответить на вопросы: «Почему это сделано именно так?» и «Как еще это может быть выполнено?»

4. Старайтесь придать процессу творческий характер.

Некий производитель рыбных полуфабрикатов был озабочен тем, что его продукция имеет недостаточно нежный вкус. Этот человек перепробовал множество способов, добиваясь сохранения вкуса и свежести рыбы, даже держал ее до разделки в емкости с проточной водой, но все тщетно.

Тогда в поисках решения он составил следующий список свойств и характерных признаков рыб:

  • живут в воде;
  • имеют плавники и жабры;
  • пребывают в постоянном движении, чтобы спастись от хищников;
  • относятся к хладнокровным;
  • изменяют окраску вне водной среды.

Наконец, после внимательного изучения каждого свойства было найдено блестящее решение: в емкость с водой, где содержалась рыба, предприниматель поместил небольшую акулу. В результате у рыб резко повысилась двигательная активность, что и привело к улучшению вкусовых качеств изготовляемых продуктов.

Корисні матеріали, сервіси та підписка

Телеграм канал – Інформаційна безпека мозку для ментального здоровʼя

Телеграм канал — Переконання та стратегії для росту, щастя, успіху

Тренажер для вивчення іноземних мов Words

Матеріали для продажників [ в розробці ]

Матеріали з маркетингу [ в розробці ]

>> Отримати відповідь на питання, яке вас цікавить

Розробка сайтів під ключ

Підписатися в Телеграмі [ там ділюсь короткими думками, музикою та анонсами статей ] , Ютуб [ тут різними корисними відосами ] та x.com

Було корисно та цікаво – підпишись, поділись та перешли друзям!