Кто или что управляет миром? Вот, возьмем, к примеру, икону Кремниевой Долины Стива Джобса, у которого диагностировали рак поджелудочной железы. Обычно, это диагноз – летальный с высоким процентом смертности, хотя на ранних стадия, возможно что-то сделать.
И по слухам вместо врачей он интенсивно пользовал народную медицину? Почему так произошло? Почему он совершил такой выбор?
Очевидно, потому что в его голове сидела соответствующая идея, которая как-то туда попала, укрепилась, пустила корень и проросла в виде суждений, мнений, и, в конечном, итоге действий, выборов.
По слухам, Стив Джобс был крайне жестким человеком со своим мнением, и мало кому удавалось его переубедить.
Но простая идея, набор слов полностью подчинил себе этого человека, и это непреложный факт, который касается всех на этой планете (ну почти всех).
Этой планетой управляют нарративы, сюжеты, которые связаны с ролями.
Роль это набор поведенческих паттернов, которые в определенной последовательности ситуаций ведут к нужному опыту пользователя.
Эта концепция детально разработана в дизайне RPG. Если вы хотите обрести опыт определенного типа, вы сначала выбираете роль (класс) персонажа, и игра формирует сюжет под вашу роль, чтобы вы получили самый волнующий опыт. И оставались в игре подольше. И, донатили, разумеется.
Так что же такое идеи, которые, очевидно управляют нами?
С точки зрения сюжета, это конструкции, которые имеют цель удержать человека в определенном коридоре и склонить/или отвлечь к/от определенных действий. Почему так происходит?
Потому что, когда идея приходит к нас в голову, мы испытываем определенное возбуждение, ощущение просветления, обегчения, что приписываем идее. Хотя это работа дофамина.
Тем не менее, каждый раз, когда идея приходит в голову, мы получаем дофаминовое вознаграждение, что якорит идею и присваивает ей ярлык “хочу, чтобы так оно и было”.
Неужели человек так управляем? Ответ – да и нет. Если человек понимает источник своих мотивов, идей, инсайтов, понимает, что с ними делать, его поведение перестает быть импульсивным. Если только он не хочет мороженного. 😍
Если человек не понимает источник своих мотиваций, он управляем простым кодом, он – алгоритм. Код это набор нарративов, идей, которые триггерят определенные нейромедиаторы, и таким образом инициируют нужное поведение.
>> Вот даже нечего добавить. Написал, подумал что все таки нужно чуть добавить еще про Джобса.
Джобс часто парковался на местах для инвалидов.
А еще Стив ездил на машине без номерных знаков. Он нашел лазейку в законах Калифорнии: владелец нового автомобиля должен в течении 6 месяцев со дня покупки оформить номера. Стив договорился с лизинговой компанией и каждые полгода менял серебряный Мерседес SL55 AMG на точно такой, только новый.
Пол года выбирал стиралку
Не удивительно, что стремление Джобса к совершенству распространялось, в том числе, и на бытовую технику: они выбирали стиральную машину значительно дольше, чем большинство супружеских пар тратит времени на обсуждение имя своего первого рожденного ребенка. Стив Джобс еще в 1996 году рассказал редактору Wired Гарри Вольфу (Gary Wolf) о своих «мучениях»:
У нас не было хорошей стиральной машины и мы потратили много времени, делая осознанный выбор. Оказалось, что американцы производят совершенно неправильные стиральные машины и сушилки. Европейская продукция гораздо лучше: хотя процесс стирки занимал вдвое больше времени, им требовалось меньше мыла и в четыре раза меньше воды. В итоге на одежде оставалось намного меньше моющих средств, а сами вещи казались гораздо мягче и дольше не портились.
Мы искали компромисс очень долго, потому что говорили не только о дизайне и выгодах, но и о ценности для нашей семьи. У нас ушло больше двух недель, чтобы ответить на множество вопросов. Сколько действительно должна длиться стирка: час или полтора? Волнует ли нас экономия трех четвертей воды? Или же намного важнее, чтобы после этого одежда была приятней на ощупь и дольше носилась? Мы обсуждали эти вопросы целыми днями, даже когда садились за обеденный стол.
Это не хорошо и не плохо. Так есть. И преимущество какого-то качества в одной сфере, является недостатком в абсолютно другой области. Но это именно так.
Как я писал раньше, человек – это контент, который через него прокачали. И набор опыта, который он прожил. И набор программ – реакций на прокачанный контент и события, которые произошли в его жизни.
И в итоге получается, что есть прививочники и антипрививочники. И доказать что-то кому-то из противоположного лагеря просто невозможно. Потому что человек – это набор историй. Которые в итоге с ним случились. Все.
Так вот вернемся к Джобсу. Вот как такой, казалось бы умный тип, вообще интересовался стиралкой? Пол года ее выбирал. Почему? Его интересовал расход воды. Воды!!! Да он могу тупо купить весь водоканал своего города. Или прикол с парковкой на местах для инвалидов. Или прикол на народной медициной? Почему?
Просто потому, что он в это верил. Идея управляла им. Программа. Прошивка.
Так и мы. И сейчас я понимаю, что каждый человек – это просто набор программ. Набор приложений. Набор игр, в которые он играет. Набор проектов, которые он делает. Набор ролей, которые он проживет и играет. Набор привычек.
И если так размышлять, то мы сами можем менять программы, идеи, установки, игры. Потому что мы так захотели. Если идея приносит нам счастье, удовлетворение, развивает нас, дает энергию, а не пожирает, то все хорошо. Но если это не так, то с программами нужно работать. И менять, менять, менять. Потому что это все навязанные программы из вне.
И критерий только один. Эффективность.
Но опять же. Буду банален. Это самая сложная работа в мире. Менять себя. Сначала осознать, а потом начать мыслить по другому и потом делать по другому. Тут даже осознать сложно. Не говоря уже о действия.
Что самое сложное для наркомана или алкоголика, или игромана? Признать, что он зависим. Потому что он внутри сюжета. Или игры. И даже если выход будет всегда перед глазами, и мы смотрим на него в упор. Мы его не видим. Но другим со стороны всегда виднее. Блин, все просто. Перестань бухать, начни бегать. Для нас это легко и понятно. Потому что на нас не действует это программа зависимости. А для алкоголика – это как полететь в стратосферу. Просто признать.
Но даже если мы увидели и осознали. Сделать шаг и идти, это пипец какой космос. Каждый день правильно питаться, тренироваться, повторять слова, делать круче проекты. Нереально сложно. Потому что все вокруг еще и будет тебе мешать. Вся внешняя среда, постоянно проверят тебя на прочность. Я думаю вы понимаете о чем речь. Поэтому мы даже попробовав, потом возвращаемся на прежний уровень. У меня лично так постоянно.
И поэтому у каждого человека свои проблемы, но они и похожи. Потому что это всегда лестница или вверх, а это всегда сложно. Или вниз. Туда легко. Напомню про принцип Матфея.
#Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. Евангелие от Матфея 13:12.
Жестокое утверждение. Но оно лишь значит, что если ты катишься вниз, то катишься все быстрее и быстрее. Так же оно работает и в обратном направлении. Как только у тебя успехи, это увеличивается быстрее и быстрее. Ты делаешь последовательные шаги. Маленькие шаги. Но это шаги длительного путешествия. И это накапливается. Маленький шаг сегодня ставит вас в положение, когда вы сможете сделать шаг больше на следующий день. Если так делать два три года – ты просто взлетаешь.
Джордан Питерсон “12 правил жизни”
Вывод. Выбор простой. Или вверх, или вниз. И все ключики в нашей голове. И только мы можем их найти. Никто другой. Другие могут лишь подсказать где искать. Знать путь и пройти его – разные вещи. Но искать и идти – ежедневная задача!
Таков путь! Всем мир!